• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2020 года N 879-п


Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года



В целях оказания содействия развитию инфраструктуры государственной поддержки экспортной деятельности в Ярославской области, определения ключевых направлений развития несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг предприятий и организаций Ярославской области на среднесрочную перспективу


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года.


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы физической культуры и спорта, молодежной политики, культуры и туризма, транспорта, инвестиционной и промышленной политики, занятости населения.


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО

Стратегия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 09.11.2020 N 879-п

I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года


1. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) определена задача по достижению объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год. Во исполнение положений Указа N 204, а также в соответствии со сводным планом приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" был разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (далее - Региональный экспортный стандарт).


В 2019 году по указанию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации акционерным обществом (далее - АО) "Российский экспортный центр", выступающим в качестве оператора национального проекта "Международная кооперация и экспорт", была проведена работа по актуализации методологических основ Регионального экспортного стандарта. Результатом данной работы стала разработка Регионального экспортного стандарта 2.0, который включает 5 основных разделов и 15 инструментов поддержки экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации.


Региональный экспортный стандарт 2.0 предусматривает внедрение комплекса мер по активизации экспортной деятельности в регионе, успешная реализация которых позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта и обеспечить вовлечение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности. В перечень инструментов поддержки экспорта в соответствии с положениями Регионального экспортного стандарта 2.0 также входит создание документов планирования развития экспорта в субъекте Российской Федерации.


Необходимость формирования нормативно-правовой базы в сфере планирования внешнеэкономической деятельности на уровне субъекта Российской Федерации обусловлена возникновением новых экономических и геополитических вызовов, нестабильностью мировых финансовых и товарных рынков, а также сложившейся эпидемиологической ситуацией, оказывающей негативное воздействие на реальный сектор экономики и осуществление внешнеторговых операций. Создание комплексной инфраструктуры поддержки экспорта, включая финансовые инструменты развития, является необходимым условием повышения устойчивости региональной экономики и увеличения доходности областного бюджета.


2. Целью Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года (далее - Стратегия) является создание условий для увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг предприятий и организаций Ярославской области к 2025 году на 70 процентов по отношению к 2019 году.


Стратегия направлена на решение следующих задач:


- комплексное стимулирование внешнеторговой деятельности экспортно ориентированных предприятий Ярославской области и содействие в освоении новых рынков сбыта продукции;


- обеспечение присутствия Ярославской области на зарубежных рынках;


- развитие кадрового потенциала Ярославской области в сфере внешнеэкономической деятельности;


- привлечение предприятий и организаций реального сектора экономики Ярославской области к участию в программах акселерации экспортной деятельности.

II. Основание для разработки Стратегии


1. Основополагающими документами, определяющими правовую основу разработки Стратегии и ключевые направления региональной промышленной политики, являются:


- Указ N 204;


- государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";


- паспорт национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);


- государственная программа Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.05.2014 N 507-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы";


- Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года";


- Региональный экспортный стандарт 2.0, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 30 июля 2020 года N 6.


2. Стратегия направлена на решение следующих задач в сфере внешнеэкономической деятельности Ярославской области:


- создание экосистемы поддержки экспорта в регионе;


- вовлечение предприятий в экспортную деятельность, в том числе через привлечение предприятий и организаций реального сектора экономики Ярославской области к участию в программах обучения и акселерации экспортной деятельности;


- комплексное стимулирование внешнеторговой деятельности предприятий и организаций Ярославской области и содействие в освоении новых рынков сбыта продукции;


- развитие международных экономических связей Ярославской области;


- создание и продвижение ориентированного на экспорт регионального бренда;


- развитие кадрового потенциала Ярославской области в сфере внешнеэкономической деятельности.


Реализация Стратегии достигается через комплекс мероприятий, предусмотренных Программой развития международной кооперации и экспорта Ярославской области на 2021 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства области N 786-п от 29.09.2020 "Об утверждении Программы развития международной кооперации и экспорта Ярославской области на 2021 - 2025 годы".

III. Описание текущей ситуации в сфере внешнеэкономической деятельности Ярославской области

1. Состояние внешнеэкономической деятельности Ярославской области


1.1. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, Территориального органа Федеральной таможенной службы по Ярославской области, за период 2019 года внешнеторговый оборот Ярославской области составил 1772,8 млн. долларов США и по сравнению с 2018 годом снизился на 10,38 процента. Объем экспорта снизился на 14,36 процента и составил 1039 млн. долларов США за счет сокращения поставок продукции в страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) на 38,5 процента, в страны дальнего зарубежья - на 2,3 процента. Стоимостные объемы импорта по отношению к 2018 году снизились на 5,7 процента и составили 733,8 млн. долларов США.

Таблица 1. Основные показатели внешнеэкономического оборота Ярославской области за период 2010 - 2019 годов



Таблица 1

Показатель

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Товарооборот, млн. долларов США

1237,7

1893,7

1988,8

2948,6

1918,8

1391,6

1277,7

1600,3

1991,2

1772,8

Экспорт, млн. долларов США

687,7

933,3

1031,7

1999,2

1029,2

811,5

626,7

825,4

1213,2

1039,0

Импорт, млн. долларов США

550

960,4

957,1

949,4

889,6

580,1

651

774,9

778

733,8

Сальдо, млн. долларов США

137,7

-27,1

74,6

1049,8

139,6

231,4

-24,3

50,5

435,2

305

Коэффициент покрытия экспорта импортом, процентов

125,04

97,18

107,79

210,58

115,69

139,89

96,27

106,52

155,94

141,56


В 2019 году наблюдалось значительное снижение темпов роста показателей внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Ярославской области. В 2020 году ожидается дальнейшее снижение оборотов внешней торговли, что обусловлено спадом объемов мирового промышленного производства, нарушением логистических связей и наличием ограничений, связанных с противодействием новой коронавирусной инфекции.


1.2. Совокупный объем экспорта из Ярославской области за 2019 год составил 1039 млн. долларов США, объем несырьевого неэнергетического экспорта достиг значения в 960 млн. долларов США, что сопоставимо с аналогичными показателями 2014 года. По официальным данным Федеральной таможенной службы, в 2019 году в структуре экспорта Ярославской области преобладали продукция машиностроительной отрасли (39,48 процента) и продукция химической промышленности (36,31 процента). Кроме того, значительную долю экспорта составили минеральные продукты (7,5 процента) и топливно-энергетические товары (7,49 процента). Доля несырьевых неэнергетических товаров в совокупном объеме экспорта Ярославской области в 2019 году составила 92,48 процента. В структуре несырьевого неэнергетического экспорта Ярославской области наибольший вес имели механическое оборудование и техника, компьютеры (40,5 процента), технический углерод (32,53 процента), шины пневматические (3,95 процента), кабельная продукция (2,84 процента), мебель и осветительная техника (1,57 процента).


С 2017 года Ярославская область сохраняет устойчивое положительное сальдо торгового баланса, для которого характерно превышение совокупной доли экспорта в структуре внешнеэкономической деятельности над импортом товаров, работ и услуг. В 2019 году данный показатель составил 305 млн. долларов США. В 2018 году доля экспорта составила 14,9 процента от валового регионального продукта Ярославской области, что является рекордно высоким значением данного показателя для региона с 2013 года.


1.3. В рамках исследования внешнеэкономической деятельности региона проведен анализ динамики ключевых показателей и структуры внешнеторговых операций с основными странами-партнерами. По данным таможенной статистики, в 2019 году предприятия и организации, зарегистрированные на территории Ярославской области, осуществляли торговлю со 109 странами мира. Их количество по отношению к 2018 году увеличилось на 6,9 процента (на 7 стран).


Товарооборот Ярославской области со странами дальнего зарубежья за 2019 год составил 1448,7 млн. долларов США и по сравнению с 2018 годом снизился на 4,74 процента. Оборот внешней торговли со странами дальнего зарубежья в 4,5 раза превышает оборот со странами СНГ.


Экспорт в страны дальнего зарубежья сократился на 3,68 процента и составил 783,4 млн. долларов США. Импорт из стран дальнего зарубежья составил 665,3 млн. долларов США и по отношению к показателям 2018 года снизился на 6,0 процента. По итогам 2019 года внешняя торговля со странами дальнего зарубежья характеризуется положительным сальдо - 118,1 млн. долларов США. При этом положительное сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья формировалось только в 2013, 2015 и 2018 годах. В абсолютном значении по сравнению с 2018 годом оно выросло на 12,4 млн. долларов США.


В настоящее время в связи со сложившейся эпидемиологической и геополитической обстановкой наблюдается тенденция к снижению объемов импорта из стран дальнего зарубежья.

Таблица 2. Внешнеторговые отношения Ярославской области со странами СНГ и дальнего зарубежья за период 2010 - 2019 годов



Таблица 2

Год

Страны дальнего зарубежья

Темп роста по странам дальнего зарубежья

Страны СНГ

Темп роста по странам СНГ

экспорт, млн. долларов США

импорт, млн. долларов США

экспорт, процентов

импорт, процентов

экспорт, млн. долларов США

импорт, млн. долларов США

экспорт, процентов

импорт, процентов

2010

331,8

431,5

-

-

355,9

118,5

-

-

2011

471,6

805,5

142,13

186,67

461,7

154,9

129,73

130,72

2012

520,1

823,3

110,28

102,21

511,6

133,8

110,81

86,38

2013

1520,7

802,3

292,39

97,45

478,5

147,1

93,53

109,94

2014

667,3

804,5

43,88

100,27

361,9

85,1

75,63

57,85

2015

605,3

536,1

90,71

66,64

206,2

44

56,98

51,70

2016

406,1

612,9

67,09

114,33

220,6

38,1

106,98

86,59

2017

535,8

723,3

131,94

118,01

289,6

51,6

131,28

135,43

2018

813,3

707,6

151,79

97,83

399,9

70,4

138,09

136,43

2019

783,4

665,3

96,32

94,02

255,6

68,5

63,92

97,30


Объем внешней торговли Ярославской области с государствами СНГ (с учетом стран - членов Евразийского экономического союза) за 2019 год составил 324,1 млн. долларов США, что на 31,1 процента меньше показателей 2018 года, в том числе экспорт - 255,6 млн. долларов США (снижение на 36,1 процента), импорт - 68,5 млн. долларов США (снижение на 2,7 процента). На сокращение стоимости экспорта повлияло, в первую очередь, снижение стоимостных объемов вывоза российских товаров в Беларусь (на 132,4 млн. долларов США, или в 2,1 раза) и Казахстан (на 32,7 млн. долларов США, или в 1,6 раза). Вместе с тем наблюдается увеличение вывоза российских товаров в Украину (на 11,3 млн. долларов США, или в 1,7 раза). Снижение стоимостных объемов импорта обусловлено в основном уменьшением поставок из Беларуси (на 5,0 млн. долларов США, или в 1,1 раза) и Украины (на 3,8 млн. долларов США, или в 1,3 раза). При этом наблюдается увеличение импорта из Молдовы (на 3,1 млн. долларов США, или в 6,6 раза). Положительное сальдо торгового баланса составило 187,1 млн. долларов США. Сокращение объемов экспорта и импорта было также вызвано глобальным экономическим кризисом на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции.

Таблица 3. Крупнейшие торговые партнеры Ярославской области за период 2016 - 2019 годов



Таблица 3

Место

Годы

2016

2017

2018

2019

1

Китай

Китай

Китай

Китай

2

Франция

Беларусь

Беларусь

Беларусь

3

Беларусь

Франция

Франция

Польша

4

Германия

Польша

Польша

Франция

5

Польша

Германия

Германия

Италия

6

Казахстан

Италия

Италия

Германия

7

Италия

Казахстан

Казахстан

Япония

8

Япония

Япония

Япония

США

9

США

Индонезия

Венгрия

Казахстан

10

Индонезия

Финляндия

Финляндия

Венгрия


Состав основных внешнеторговых партнеров Ярославской области остается неизменным на протяжении длительного времени. Китай, Беларусь, Польша и Франция стабильно являются крупнейшими торговыми контрагентами региона и формируют значительную часть всего внешнеторгового оборота Ярославской области.

Рисунок 1. Объем экспорта с крупнейшими зарубежными партнерами Ярославской области в 2016 - 2019 годах



Рисунок 1


Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года



1.4. Географическая структура внешнеторговых отношений Ярославской области в 2019 году была представлена следующими основными странами-партнерами:


- Китай - 21,5 процента от всего товарооборота Ярославской области (в 2018 году - 20,9 процента);


- Беларусь - 9,4 процента (в 2018 году - 15,3 процента);


- Польша - 8,2 процента (в 2018 году - 6,5 процента);


- Франция - 7,1 процента (в 2018 году - 6,5 процента);


- Италия - 4,9 процента (в 2018 году - 4,8 процента);


- Германия - 3,7 процента (в 2018 году - 5,2 процента);


- Япония - 3,5 процента (в 2018 году - 3,5 процента);


- США - 3,4 процента (в 2018 году - 2,0 процента);


- Казахстан - 3,3 процента (в 2018 году - 4,4 процента);


- Венгрия - 2,8 процента (в 2018 году - 2,7 процента).


1.5. В рамках оценки состояния внешнеэкономической деятельности Ярославской области был проведен сравнительный анализ с отдельными регионами Центрального федерального округа, обладающими сходным географическим положением, включая Владимирскую, Курскую, Рязанскую, Костромскую и Тверскую области.

Таблица 4. Сравнение показателей экспортной деятельности Ярославской области с регионами Центрального федерального округа по данным 2019 года



Таблица 4

Показатель

Ярославская область

Владимирская область

Рязанская область

Курская область

Костромская область

Тверская область

Место по объему экспорта в Российской Федерации

44

53

37

50

52

60

Объем экспорта, млрд. долларов США

1,04

0,64

1,31

0,79

0,72

0,35

Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млрд. долларов США

0,96

0,63

1,28

0,37

0,72

0,34

Доля несырьевого неэнергетического экспорта, процентов

92,48

97,89

97,71

46,33

99,29

96,61

Экспорт верхних переделов, процентов

58,06

68,21

76,01

34,43

10,30

55,24

Экспорт средних переделов, процентов

6,86

29,84

19,17

43,19

25,53

23,60

Экспорт нижних переделов, процентов

35,08

1,95

4,82

22,39

64,16

21,15

Темп роста экспорта, процентов

85,7

75,3

269,2

115,9

212,7

116,3

Экспорт услуг, млн. долларов США

173,24

111,42

105,88

76,36

14,35

127,82

Таблица 5. Позиции Ярославской области по показателям внешнеэкономического оборота в 2019 году



Таблица 5

Критерий

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

Экспорт со странами дальнего зарубежья

Импорт со странами дальнего зарубежья

Экспорт со странами СНГ

Импорт со странами СНГ

Место Ярославской области в Российской Федерации

44

44

33

44

28

33

42

Место Ярославской области в Центральном федеральном округе

11

9

11

7

8

11

16


По совокупному объему экспорта Ярославская область занимает 44-е место среди регионов Российской Федерации, по несырьевому неэнергетическому экспорту - 39-е место в Российской Федерации и 10-е место в Центральном федеральном округе. Регион занимает 18-ю позицию по экспорту продукции верхних переделов среди субъектов Российской Федерации и 53-е место - по экспорту продукции средних переделов.

2. Структура внешнеэкономического оборота Ярославской области


2.1. В структуре экспорта Ярославской области традиционно преобладают 2 основные категории товаров: продукция машиностроительной отрасли и химической промышленности. В совокупности товары обозначенных отраслей составляют около 80 процентов от общего объема регионального экспорта.

Рисунок 2. Структура экспорта товаров из Ярославской области в 2019 году



Рисунок 2


Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года



Важно отметить, что значительная часть экспортируемых товаров представляет собой не конечную продукцию, а комплектующие части или продукты первичной обработки, в связи с чем приоритетными задачами развития экспортной деятельности на уровне субъекта Российской Федерации должны стать повышение качества и технологичности продукции предприятий Ярославской области, а также увеличение доли несырьевой продукции в общем объеме регионального экспорта.


2.2. На данный момент структура внешнеторговых отношений сопоставима с докризисным уровнем 2013 года.


Под воздействием геополитических факторов и в связи с нарушением сложившихся товарно-экономических отношений с контрагентами из стран дальнего зарубежья и СНГ с конца 2014 года внешнеторговый оборот Ярославской области демонстрирует отрицательную динамику. Снижение мировых цен на нефть и санкционная политика ряда стран мира также негативно сказываются на внешнеторговой деятельности экспортно ориентированных предприятий всех субъектов Российской Федерации. При этом сложившаяся эпидемиологическая ситуация обусловливает риск дальнейшего равномерного снижения объемов экспорта и импорта.


В настоящее время в рамках государственной политики импортозамещения на уровне субъектов Российской Федерации проводится системная работа по развитию внутренней производственной кооперации и оказанию предприятиям реального сектора экономики содействия в освоении производства новых видов продукции и внедрении передовых производственных технологий. Отдельное внимание уделяется вопросам развития высокотехнологичных и наукоемких производств, а также диверсификации производственных портфелей предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях выпуска продукции гражданского назначения с уникальными потребительскими свойствами и высоким экспортным потенциалом. Указанные меры поддержки региональных производителей должны оказать стимулирующее воздействие на повышение глобальной конкурентоспособности производимой продукции на мировых рынках и обеспечение продуктовой и технологической независимости страны.


2.3. В числе направлений развития региональной экспортной деятельности отдельно следует отметить экспорт услуг. В 2019 году объем экспорта услуг из Ярославской области составил 173,24 млн. долларов США.

Таблица 6. Экспорт услуг в Ярославской области в 2019 году



Таблица 6

Вид услуги

Млн. долларов США

Доля от общего числа, процентов

Всего

173,24

100

Транспортные услуги

0,60

0,35

Поездки

всего

120,20

69,38

деловые

44,46

25,66

личные

75,74

43,72

туристические

3,50

2,02

Строительство

5,83

3,37

Телекоммуникационные, компьютерные, информационные услуги

5,56

3,21

Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов

0,01

0,01

Финансовые услуги

0,22

0,13

Прочие деловые услуги

21,18

12,23

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха

0,07

0,04

Другие услуги

19,57

11,30


По объему экспорта услуг Ярославская область занимает 6-е место в Центральном федеральном округе и 32-е место по Российской Федерации. Наибольший удельный вес в экспорте услуг Ярославской области занимают поездки (личные и деловые).


Развитие экспорта услуг является одним из ключевых приоритетов региональной экономической политики. К 2025 году в соответствии с федеральной Стратегией развития экспорта услуг их совокупный объем должен достичь 100 млрд. долларов США. Основными направлениями экспорта услуг должны стать транспорт, строительство, медицинские и образовательные услуги, реализация прав на объекты интеллектуальной собственности, предоставление банковских, финансовых, консультационных и иных видов услуг.

3. Анализ потенциала и барьеров развития внешнеэкономической деятельности Ярославской области


3.1. По экспертным оценкам АО "Российский экспортный центр", продукция машиностроительного комплекса и химической промышленности, являющихся традиционными отраслями специализации Ярославской области, демонстрирует наиболее высокий экспортный потенциал в среднесрочной перспективе как на рынках стран СНГ, так и среди потребителей из стран дальнего зарубежья. Кроме того, повышение потребительского спроса наблюдается в отраслях фармацевтики, парфюмерии и косметики, а также агропромышленного комплекса, включая мясное животноводство.


К числу основных перспективных направлений развития внешнеэкономической деятельности Ярославской области на среднесрочную перспективу следует отнести:


- расширение географии поставок продукции региональных производителей, поиск новых зарубежных контрагентов и рынков сбыта;


- расширение взаимовыгодных партнерских отношений с существующими зарубежными контрагентами;


- частичную локализацию производств на территории зарубежных стран с целью получения дополнительных преференций для производителей и выхода на локальные отраслевые рынки.


3.2. По результатам проведения анализа сложившейся структуры региональных экспортных поставок, конъюнктуры мировых отраслевых рынков и перспективных направлений развития внешнеэкономической деятельности были определены потенциальные рынки сбыта продукции экспортно ориентированных предприятий Ярославской области на период до 2025 года.


В числе перспективных рынков сбыта продукции региональных производителей следует особо отметить Индию, Малайзию, страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее - АСЕАН), Египет, Германию, Азербайджан и Турцию. При этом существует возможность увеличения товарооборота с существующими контрагентами, включая такие страны, как Япония, Вьетнам, Польша, Казахстан, Узбекистан и другие.

Таблица 7. Перспективные рынки сбыта продукции предприятий региона



Таблица 7

Вид экономической деятельности/продуктовое направление

Потенциальные контрагенты

1

2

Машиностроение

- Китай;

- Казахстан;

- Индия;

- США;

- Узбекистан;

- Германия;

- Малайзия и страны АСЕАН

Химическая промышленность

- Казахстан;

- США;

- Украина;

- Китай;

- Германия;

- Польша;

- Малайзия и страны АСЕАН

Агропромышленный комплекс

- Китай;

- Казахстан;

- Азербайджан;

- Узбекистан;

- страны Африки;

- Германия;

- Великобритания;

- Израиль;

- Малайзия и страны АСЕАН

Металлопродукция

- Турция;

- Германия;

- Казахстан;

- Китай;

- Польша;

- Италия


3.3. В соответствии с реалистичным вариантом прогнозных оценок внешние условия развития внешнеэкономической деятельности Ярославской области в период до 2025 года будут определяться следующими тенденциями:


- масштабная переориентация мирового производства в тихоокеанский и индо-азиатский регионы, послужившая причиной усиления конкуренции на мировом рынке обрабатывающей промышленности;


- увеличение объемов внешнеторговых отношений с азиатским регионом, переориентация экспорта на азиатский рынок, а также усиленный поиск новых партнеров в связи с активизацией санкционной политики, продуктовым эмбарго и прочими глобальными внешнеполитическими факторами. Прогнозируется увеличение объемов внешней торговли с Китаем, Индией и странами АСЕАН за счет развития локальной инфраструктуры поддержки экспорта;


- увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика, Египет, Малайзия и т.д.). Росту экспорта в страны Африки будут также способствовать дополнительные преференциальные условия для российских экспортеров, доступные при частичной локализации в Российской промышленной зоне в Египте, позволяющей совершать беспошлинную поставку в 72 страны мира (Африка, Южная Европа, страны Персидского залива). Кроме этого, экспортерам, осуществляющим поставки в страны Африки, будут доступны финансовые и страховые инструменты АО "Российский экспортный центр", кредиты и банковские гарантии Афрэксимбанка и АО "Росэксимбанк", страховые продукты АО "ЭКСАР" и прочее;


- усиление процессов глобализации и роли активно развивающихся стран, таких как Китай и Индия, в которых сосредоточена значительная часть мировых производственных и финансовых активов;


- усиление политики протекционизма в ряде стран мира на фоне роста глобальной конкуренции, установление новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на внешние рынки, включая ужесточение требований к сертификации и омологации продукции;


- изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, усиление роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что является причиной затрудненного доступа игроков третьих стран на глобальные рынки;


- осложненная санитарно-эпидемиологическая обстановка, послужившая причиной мирового экономического кризиса и приостановки внешнеторговых отношений.


3.4. В рамках проведения оценки перспектив и барьеров развития условий для осуществления экспортной деятельности предприятий и организаций Ярославской области был проведен четырехфакторный анализ состояния внутренней и внешней среды по модели SWOT (от англ. "strengths" - "сильные стороны", "weaknesses" - "слабые стороны", "opportunities" - "возможности", "threats" - "угрозы").

Таблица 8. SWOT-анализ условий осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Ярославской области



Таблица 8

Сильные стороны (преимущества)

Слабые стороны (недостатки)

- относительно высокая доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта региона;

- наличие эффективного механизма коммуникации с внешнеторговыми контрагентами и устойчивых связей с корпоративными зарубежными потребителями;

- наличие в регионе инфраструктуры государственной поддержки экспортной деятельности (департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности Ярославской области, автономная некоммерческая организация "Центр экспорта Ярославской области");

- высокий экспортный потенциал региона, подтвержденный присвоением Ярославской области категории "А-" в рейтинге регионов по экспортному потенциалу по версии АО "Российский экспортный центр";

- высокий международный спрос на ключевые экспортные продукты, производимые на территории Ярославской области;

- наличие эффективных механизмов, направленных на проведение оперативного анализа международных отраслевых рынков и нахождение зарубежных контрагентов в соответствии с запросами региональных предприятий-экспортеров;

- устойчивое положение Ярославской области в рейтинге регионов по объемам экспорта среди субъектов Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом

- недостаточная информированность потенциальных потребителей о производимых на территории региона продуктах и оказываемых услугах;

- затруднения при поиске потенциальных потребителей продукции для экспортеров, в том числе из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

- сложности с оформлением разрешительной документации, сертификацией и омологацией, дополнительные издержки на адаптацию продукции с учетом требований региональных рынков;

- недостаток доступной информации для масштабного анализа зарубежных рынков;

- языковые и культурные барьеры;

- ограниченность доступного финансирования экспортных проектов;

- отсутствие (несовместимость систем) электронного документооборота в ряде стран экспорта

Возможности

Угрозы

- масштабная переориентация мирового производства в тихоокеанский и индо-азиатский регионы;

- увеличение объемов внешнеторговых отношений с азиатским регионом, переориентация экспорта на азиатские рынки, а также усиленный поиск новых партнеров в связи с активизацией санкционной политики, продуктовым эмбарго и прочими глобальными внешнеполитическими факторами (прогнозируется увеличение объемов внешней торговли с Китаем, Индией и странами АСЕАН за счет развития локальной инфраструктуры поддержки экспорта);

- увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика, Египет, Малайзия и т.д.). Росту экспорта в страны Африки будут также способствовать дополнительные преференциальные условия для российских экспортеров, доступные при частичной локализации в Российской промышленной зоне в Египте, позволяющей совершать беспошлинную поставку в 72 страны мира. Экспортерам, осуществляющим поставки в страны Африки, будут также доступны финансовые и страховые инструменты АО "Российский экспортный центр", кредиты и банковские гарантии Афрэксимбанка и АО "Росэксимбанк", страховые продукты АО "ЭКСАР" и прочее

- усиление политики протекционизма в ряде стран мира на фоне роста глобальной конкуренции, установление новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на внешние рынки, включая ужесточение требований к сертификации и омологации продукции;

- изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, усиление роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что является причиной затрудненного доступа игроков третьих стран на глобальные рынки;

- осложненная санитарно-эпидемиологическая обстановка, послужившая причиной мирового экономического кризиса и приостановки внешнеторговых отношений;

- наличие политических рисков (внутренний протекционизм, санкционное давление, нестабильность политической обстановки в ряде стран мира)


3.5. Обозначенные барьеры обусловливают необходимость разработки новых направлений государственной внешнеэкономической политики и мер поддержки региональных экспортеров на федеральном уровне, включая предоставление экспортно ориентированным организациям дополнительных преференций в виде налоговых каникул, сниженных процентных ставок по отдельным налогам, реализацию масштабных образовательных программ для предприятий-экспортеров, субсидирование участия экспортеров в международных конгрессно-выставочных мероприятиях, разработку механизмов продвижения услуг и сервиса на внешние рынки, создание новых суперсервисов и пр.


Основными условиями развития внешнеторговой деятельности региона в условиях сложившейся конкурентной конъюнктуры мировых рынков, действующих ограничений и барьеров также являются:


- развитие перспективных отраслей производственного сектора экономики;


- развитие высокотехнологичных производств, ориентированных на выпуск глобально конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом;


- текущая модернизация и повышение технологического уровня действующих промышленных производств;


- освоение экспортно ориентированными предприятиями наилучших доступных технологий (в том числе наукоемких и ресурсосберегающих), направленных на повышение качества выпускаемой продукции при снижении конечной себестоимости.


Ряд предприятий обрабатывающих отраслей промышленности Ярославской области обладает необходимыми компетенциями для выпуска глобально конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом и занимает лидирующие отраслевые позиции среди российских производителей. При этом одной из ключевых задач профильных органов государственной власти региона является увеличение числа высокотехнологичных субъектов промышленной деятельности, в том числе малых и средних форм, и обеспечение необходимых условий для дальнейшей коммерциализации и продвижения производимой продукции на международных рынках.

IV. Целевые показатели сценариев реализации Стратегии

Таблица 9. Инертный (пессимистический) сценарий



Таблица 9

Наименование цели

Результат

показатель

единица измерения

фактическое значение, 2019 год

плановые значения

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг предприятий и организаций Ярославской области к 2025 году на 70 процентов по отношению к 2019 году

рост объема несырьевого неэнергетического экспорта

млрд. долларов США

0,96

0,75

0,77

0,81

0,89

0,98

1,08

рост объема экспорта услуг

млн. долларов США

173,24

155,92

163,71

171,90

189,1

208,01

228,8

темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров несырьевого экспорта

процентов

100

95

98

100

105

110

130

количество стран экспорта субъекта Российской Федерации

единиц

91

84

87

91

92

93

94

доля ведущей отрасли в несырьевом экспорте

процентов

40,5

< 45

< 45

< 45

< 45

< 45

< 40

доля 5 ведущих отраслей в несырьевом экспорте

процентов

81,39

< 90

< 90

< 90

< 90

< 85

< 85

темп роста количества товарных позиций в экспорте субъекта Российской Федерации (по 6-значным кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности)

процентов

100

93

96

100

102

105

107

Таблица 10. Ускоренный (оптимистический) сценарий



Таблица 10

Наименование цели

Результат

показатель

единица измерения

фактическое значение, 2019 год

плановые значения

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг предприятий и организаций Ярославской области к 2025 году на 70 процентов по отношению к 2019 году

рост объема несырьевого неэнергетического экспорта

млрд. долларов США

0,96

0,984

1,06

1,17

1,29

1,42

1,632

рост объема экспорта услуг

млн. долларов США

173,24

175,45

188,6

207,46

228,21

256,74

294,5

темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров несырьевого экспорта

процентов

100

110

120

130

150

180

200

количество стран экспорта субъекта Российской Федерации

единиц

91

96

98

100

100

100

105

доля ведущей отрасли в несырьевом экспорте

процентов

40,5

< 40

< 40

< 40

< 40

< 40

< 40

доля 5 ведущих отраслей в несырьевом экспорте

процентов

81,39

< 85

< 85

< 85

< 85

< 85

< 85

темп роста количества товарных позиций в экспорте субъекта Российской Федерации (по 6-значным кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности)

процентов

100

103,5

105

115

110

120

130

Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года

Название документа: Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года

Номер документа: 879-п

Вид документа: Постановление Правительства Ярославской области

Принявший орган: Правительство Ярославской области

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 11.11.2020
Дата принятия: 09 ноября 2020